Обзор отрасли телекоммуникаций за 2000 год


Характеристика отрасли

Телефонная связь в РФ начала развиваться в 80-х годах XIX столетия. Датой основания МГТС считается 1 июля 1882 г., когда была открыта ручная телефонная станция на 800 номеров. Впоследствии телефонные станции появились во многих городах России. В настоящее время отрасль электросвязи состоит из относительно самостоятельных региональных предприятий связи и информатики, обеспечивающих соответствующие территории широким спектром услуг: местной, междугородной и международной телефонной связи, передачи данных (включая услуги телеграфной связи), теле- и радиовещания, почтовой связи. В результате приватизации местные предприятия электросвязи стали монополистами в своих регионах по предоставлению услуг телефонной связи.

За пять лет доля телекоммуникаций в ВВП России увеличилась в 2 раза, составив 2%. В то же время по сравнению с развитыми странами, где доля отрасли в ВВП достигает 5%, в России она остается невысокой.

В последние годы телекоммуникационная отрасль является одной из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей не только в России, но и во всем мире. В России в последние годы происходило не только быстрое количественное, но и качественное развитие электросвязи. По мнению специалистов, этому во многом способствовала структурная перестройка отрасли, проводимая в РФ с начала 90-х годов. События августа 1998 г. заметно сократили потенциал развития отрасли, но не остановили его, и в 1999-2000 г. темпы развития отрасли заметно ускорились.

Приоритетными направлениями вложения инвестиций являются финансирование строительства местных телефонных сетей, удовлетворение заявок на установку телефонных аппаратов, увеличение уровня цифровизации коммутационного оборудования, а также внедрение новых телекоммуникационных услуг.

В результате приватизации на базе региональных предприятий электросвязи были созданы 127 акционерных обществ электросвязи сетей общего пользования в 89 субъектах РФ. Государственными остаются 3 региональных оператора электросвязи и ГП “Космическая связь”. Наряду с традиционными операторами, услуги связи предоставляют более 4500 новых операторов. В отрасли действуют более 7400 лицензий;

В отрасли можно выделить следующие крупные сегменты.

  • Стационарная телефонная связь – более 30 млн номеров. Телефонная плотность в целом по РФ составляет 21,3 телефона на 100 жителей.
  • Мобильная связь - более 2,9 млн абонентов, ежегодный рост - 40%.
  • Интернет и передача данных - 2,5 млн пользователей, ежегодный рост - 50%.

    В развитии рынка услуг связи существуют определенные диспропорции:

  • Традиционные операторы связи, формирующие 87% инфраструктуры, обеспечивают только 49% доходов отрасли, а их суммарная капитализация (2 млрд долл.) ниже, чем капитализация трех крупнейших новых операторов (2,9 млрд долл. - ОАО “МТС”, ОАО “Вымпелком” и “ГолденТелеком”).
  • Очередь на телефон составляет 6 млн человек; 54 тыс. сельских населенных пунктов в России не телефонизированы, при этом 75% вклада в развитие связи вносят традиционные операторы.
  • Тарифы на местную телефонную связь для населения ниже фактической себестоимости, сроки окупаемости капитальных вложений в местную инфраструктуру связи составляют 25-30 лет.

    С учетом необходимости решения накопившихся в отрасли проблем правительством РФ была разработана Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг. В 2001 г. Минсвязи подготовит федеральную программу развития сельской связи.

    Стационарная телефонная связь

    Местная телефонная связь обеспечивается 92 традиционными операторами связи и около 2700 новыми. Лишь три региональные компании имеют более 1 млн телефонных номеров - "Московская городская телефонная сеть" (3,8 млн абонентов), "Петербургская телефонная сеть" (1,6 млн абонентов) и "Электросвязь Московской области" (1,12 млн абонентов). Вместе они обслуживают около 2% абонентов в России. Доля рынка новых операторов в целом по стране составляет около 15%, в Москве и Петербурге она значительно выше - более 50% рынка.

    С первых лет перестройки отрасль практически полностью (сначала на 90%, а затем и больше) перешла на самофинансирование. В самом тяжелом положении оказались региональные телефонные компании. Операторы получили капиталоемкое и малорентабельное хозяйство, особенно в сельской местности. Главным источником инвестиций стали собственные средства предприятий, доля которых изменялась в среднем по отрасли от 40 до 70%, большая роль была отведена иностранным инвестициям, которые позволили предприятиям связи закупать новое оборудование и значительно модернизировать национальную сеть связи. В последние годы прослеживается четкая тенденция к повышению затрат на оборудование.

    К настоящему времени практически завершена реконструкция новой технологической базы коммутационных станций междугородной телефонной связи. Действуют 7 электронных транзитных узлов автоматической коммутации (УАК) емкостью около 100 тыс. каналов, 89 электронных АМТС общей емкостью более 300 тыс. каналов во всех субъектах РФ (кроме двух), около 30 тыс. современных цифровых волоконно-оптических и радиорелейных линий передачи на базе оборудования SDH

    В течение 1999 г. было введено в строй 1564 тыс. номеров, 33,5 тыс. каналов автоматической междугородной и 29,2 тыс. каналов международной телефонной связи; 3855 км радиорелейных и 11948 км междугородных кабельных линий связи, 134 наземных спутниковых станции, 20 телевизионных передатчиков, 99 комплектов маломощных УКВ-ретрансляторов; несколько радиовещательных станций суммарной мощностью 43,7 кВт. Протяженность междугородных телефонных каналов увеличилась на 194,08 млн кан/км.

    В 2000 г. продолжился рост номерной емкости сети связи, однако несмотря на сохранение высокой потребности в телефонизации со стороны населения (в очереди на телефон стоят 6 млн россиян) специалисты ожидают замедления темпов роста в ближайшие годы.

    Основные показатели развития стационарной сети связи
    Показатель199519961997199819992000
    Монтированные емкости, тыс. номеров.242152546726624273142887831200
    В т.ч.      
    Городская телефонная сеть2042721594226872336424784Н/д
    Сельская телефонная сеть34873873393639504094Н/д
    Количество линий, находящихся в эксплуатации, тыс. ед.209702175222822238742497428000

    В последние годы продолжился рост телефонной плотности. Если на начало 1999 г. среднее количество телефонов на 100 жителей составляло 20,69 шт., то в 2000 г. оно достигло 21,3 шт. Однако этого недостаточно: для достижения среднеевропейского уровня – 40 телефонов на 100 человек – емкость сети должна быть удвоена.

    Стратегической задачей развития сети связи является ее комплексная цифровизация. Для этого необходимо осуществить реконструкцию значительного количества морально и физически устаревших электромеханических АТС, прежде всего – декадно-шаговых. В настоящее время декадно-шаговые АТС, которые не подлежат модернизации, обслуживают 4 млн номеров, или 14% от общей емкости.

    В 1999-2000 г. интенсивно продолжалась цифровизация междугородной сети общего пользования. После ввода в строй цифровых автоматических междугородных телефонных станций (АМТС) в Ярославле и Кызыле во всех регионах России, кроме Калмыкии и Чечни, действуют цифровые АМТС. Примерно две трети из них в том или ином объеме обеспечены цифровыми междугородными каналами, в ряде случаев - по спутниковым системам. Расширено несколько узлов автоматической коммутации. Значительное развитие в 1999 г. получили цифровые внутризоновые сети в Пермской области, Ставропольском крае, Республике Коми.

    Цифровизация сети, %

    Год

    Междугородняя связьМестная связь
    19996020
    20007030

    Существующий уровень техники связи позволяет телефонизировать любую точку страны, используя новейшие технологии (радиодоступ, DECT, xDSL, выносные концентраторы и др.) и различные сети связи (например, "Глобалстар"). Однако этому мешают финансовые проблемы. Сельский рынок связи не представляет интереса для инвесторов в первую очередь из-за низких тарифов. Поэтому на сельских АТС в настоящее время задействовано лишь 80% их емкости. В то же время,уровень развития сельской связи имеет огромное значение для эффективности проводимых экономических преобразований в агропромышленном комплексе страны, а следовательно, и для экономики страны. Исходя из этого, Минсвязи и Минсельхоз обратились в правительство Российской Федерации с просьбой разрешить разработку новой федеральной целевой программы "Развитие средств связи в сельской местности до 2010 г.". Источниками финансирования для реализации этой программы должны стать собственные средства предприятий связи и АПК, заемные средства населения, средства поддержки из бюджетов субъектов федерации, а также иных внебюджетных источников.

    В 1999 г. были сданы в эксплуатацию ВОЛС Новосибирск — Хабаровск, цифровые РРЛ Самара — Оренбург, Тюмень — Сургут и ряд других линий связи.

    В 2000 г. были введены в строй:

  • ВОЛС Новорождественская–Ставрополь-Махачкала с привязкой городов Северного Кавказа.
  • ВОЛП Самара-Саратов-Волгоград с ответвлением на Ростов на Дону, Элисту, Буденновск.
  • ВОЛП Пермь-Ижевск.

    Данные по основным линиям передачи цифровой первичной сети
    Линия передачиТип линииПротяженностьСистемы передачиГод ввода
    Кингисепп - КопенгагенМорская ВОЛП1275565 Мбит/с1993
    Санкт-Петербург - Кингисепп - МоскваЦРРЛ9493ствх140Мбит/с1993
    Находка - Наоэцу (Япония), Пусан (Корея)Морская ВОЛП1762560 Мбит/с1995
    Находка - ХабаровскВОЛП897622 Мбит/с1995
    Кингисепп - Санкт-Петербургподвесная ВОЛП191622 Мбит/с1995
    Санкт-Петербург - ФинляндияВОЛП198*622Мбит/с1995
    Новороссийск - Стамбул - Палермоморская ВОЛП3420565 Мбит/с Мбит/с1996
    Москва - НоворосийскВОЛП16532,5 Гбит/с1996
    Хабаровск - Харбин (Китай)ВОЛП150*622Мбит/с1996
    Апастово - ШигоныВОЛП2202,5 Гбит/с1996
    Кингисепп - Таллинн

    ВОЛП26*2,5 Гбит/с1996
    Москва - ХабаровскЦРРЛ79776ств.х155Мбит/с1997
    Москва - С.ПетербургВОЛП11632,5 Гбит/с1997
    Пермь - ЕкатеринбургЦРРЛ5652ствх155Мбит/с1997
    Россия - Казахстан (вост.сегм)ВОЛП221*622 Мбит/с1998
    С.Петербург - Любань - ЛугаВОЛП2892,5Гбит/с1998

    Задонск - Доброе - Тамбов - Липецк

    ВОЛП270622 Мбит/с1998
    Владимир - Вологда с отв.на Иваново, Кострому, ЯрославльВОЛП6652,5Гбит, 622Мбит/с1998
    Москва - Хабаровск

    ВОЛП94522,5 Гбит/с1999
    Москва - МинскВОЛП480*2,5Гбит/с1999
    Москва - ХарьковВОЛП973*2,5Гбит/с1999
    Тюмень - СургутЦРРЛ712622 Мбит/с1999
    Самара - ОренбургЦРРЛ386155 Мбит/с1999
    Апастово - М.Пурга с отв. на Казань, Набережные Челны, Ижевск, Йошкар-Ола.ВОЛП7932,5Гбит/с, 622Мбит/с1999
    Новорождественская - Ставрополь - Махачкала с привязкой городов Северного Кавказа. (Минеральные Воды, Кисловодск, Черкесск, Нальчик, Владикавказ, Назрань)ВОЛП11822,5Гбит/с, 622Мбит/с2000

    Документальная электросвязь

    В настоящее время более 1000 организаций-операторов оказывают современные услуги документальной электросвязи, такие как доступ к сети Интернет, электронная почта, передача факсимильных и голосовых сообщений, телеконференции, служба обработки сообщений, передача данных и любой информации, представленной в цифровом виде.

    В 2000 г. в рамках создания Единой системы документальной электросвязи главными телеграфными узлами завершено формирование ядра системы обработки сообщений Х.400 под ADMD Rostelemail. Обеспечено взаимодействие со всеми существующими системами Х.400 через ADMD Sovmail. При этом клиентам Rostelemail предоставляется возможность пользоваться услугами электронной почты Интернета.

    Развивается клиентская служба передачи факсимильных сообщений, действует около 1600 пунктов коллективного пользования. Ведется работа по созданию в России международной факсимильной службы общего пользования “Бюрофакс”.

    Сотовая связь

    В настоящее время сотовыми телефонами в РФ пользуются около 2% всего населения. По данным ресурса sotovik.ru, 2000 г.можно по праву считать годом начала сотового бума в России. По предварительным оценкам, на 1 января 2001 г. в стране насчитывалось около 3,4 млн пользователей сотовых телефонов, по сравнению с концом декабря 1999 г. рост составил 152%. Результаты 2000 г. примерно на 10% превзошли многочисленные оценки и прогнозы.

    Существующий прирост сотовых абонентов был достигнут, в значительной мере, благодаря стремительному росту сетей GSM, в первую очередь московских операторов - МТС и “БиЛайн”. Доля GSM возросла с 50% в начале года до 70% в конце года.

    По оценкам специалистов, при существующих темпах роста количество абонентов сотовой связи в России уже к середине 2001 г. может превысить 4,5 млн. В Москве и Московской обл. к концу 2001 будет не менее 3,76 млн абонентов, в этом регионе уже к середине года можно ожидать начала насыщения рынка, и темпы роста абонентской базы компаний начнут постепенно снижаться.

    Крупнейшие сотовые операторы РФ по размеру абонентской базы на конец декабря 2000 г.
    КомпанияГородСтандартКол-во абонентов на 01.01.2001
    МТСМоскваGSM1.110.000*
    ВымпелкомМоскваAMPS/GSM770.000*
    NW GSMС-ПетербургGSM253.329
    Kубань GSMКраснодарGSM106.233
    MCCМоскваNMT100.500
    Дельта ТелекомС-ПетербургNMT78.000
    СМАРТССамараGSM38.710*
    БиЛайн СамараСамараAMPS37.900
    Таиф-ТелкомКазаньGSM32.340
    Фора КоммуникейшнсС-ПетербургAMPS31.200
    ТатинкомКазаньAMPS30.500
    ССС-900НовосибирскGSM30.000

    * - Без учета регионов.
    С регионами: МТС-1190 тыс., Вымпелком-810 тыс., СМАРТС-91 тыс.
    Источник: sotovik.ru

    Мировой тенденцией 2001 г. будет слияние основных сотовых стандартов в единый протокол 3-го поколения, на основе которого первые коммерческие сети будут запущены в Европе и Японии. На российском сотовом рынке, по прогнозам специалистов, начнет оформляться новый общенациональный оператор.

    Спутниковая связь

    В отличие от наземных систем коммуникаций космическая связь не требует дорогостоящего коммутационного оборудования, незаменима для мобильных и навигационных систем, а стоимость передачи сигнала здесь практически не зависит от расстояния. Системы космической связи при наличии спутников, покрывающих данный регион, могут быть развернуты буквально в течение нескольких минут, а качество передачи данных и другой информации ничем не уступает даже волоконно-оптическим линиям связи.

    По типу используемых орбит спутниковые системы связи делятся на два класса: системы со спутниками на геостационарной орбите (GEO) (высота 36 000 км; количество спутников для GEO-группировки - 3, один спутник покрывает 34% земной поверхности, задержка при передаче речи для глобальной связи - 600 мс) и негеостационарные.

    Негеостационарные спутниковые системы, в свою очередь, подразделяются на средневысотные МEO (высота - 5000-15000 км; количество космических аппаратов - 8-12; зона покрытия одним спутником - 25-28%; задержка при передаче речи для глобальной связи - 250-400 мс) и низкоорбитальные LEO (высота - 500-2000 км; количество космических аппаратов - 48-66; зона покрытия одним спутником - 3-7%; задержка при передаче речи для глобальной связи - 170-300 мс).

    Большинство существующих спутниковых систем связи имеют геостационарные спутниковые группировки, что легко объяснимо: небольшое количество спутников, охват всей поверхности земли. Однако большая задержка сигнала делает их применимыми, как правило, только для радио- и телевещания. Для систем радиотелефонной связи большая задержка сигнала крайне нежелательна, так как приводит к плохому качеству связи и повышению ее стоимости. Поэтому первоначально большинство спутниковых систем связи обеспечивали в основном фиксированную спутниковую связь (связь между стационарными объектами), и лишь с внедрением цифровых методов связи и запуском негеостационарных космических аппаратов широкое развитие получила подвижная спутниковая связь. Современные системы подвижной спутниковой связи, во-первых, совместимы с традиционными наземными системами подвижной связи (в первую очередь - с цифровыми сотовыми), и, во-вторых, взаимодействие сетей подвижной спутниковой радиосвязи с телефонной сетью общего пользования возможно на любом уровне (местном, внутризонном, междугороднем).

    В 1999 г. перестали функционировать два спутника “Горизонт”, неудачным был запуск спутника “Экспресс-А1”, сокращается спутниковая группировка. По мнению специалистов, требуются экстренные меры по государственной поддержке этого вида телекоммуникаций.

    В настоящее время на территории России действуют два оператора подвижной спутниковой связи: "INMARSAT" и "Globalstar".

    Спутники системы "INMARSAT" располагаются на геостационарной орбите. Гарантированная связь обеспечивается в среднем от 70° ю.ш. до 70° с.ш. Каждый спутник покрывает приблизительно третью часть Земли. Система "INMARSAT" имеет довольно много абонентов в России, но высокая цена пользовательских терминалов и высокий тариф за связь не позволяют использовать ее широкому кругу абонентов.

    Дочерняя компания "ГлобалТел" (совместное предприятие "Globalstar" и "Ростелеком") начала оказывать свои услуги на территории РФ с мая 2000 г. В настоящий момент это телефония (передача голоса) и переадресация вызова. Также в системе предусмотрены, но пока не реализованы следующие услуги: передача данных, факсимильная связь, передача и прием коротких сообщений, глобальный роуминг, определение местоположения объекта, голосовая почта, вызов аварийных служб. Космический сегмент включает группировку из 48 низкоорбитальных (и 4 резервных) спутников, обеспечивающих покрытие от 70° с.ш. до 70° и размещенных по 6 спутников на 8 круговых орбитах на высоте 1414 км. Система низкоорбитальных спутников позволяет резко снизить стоимость абонентского терминала и минуты разговора. Пользовательский сегмент состоит из портативных мобильных и стационарных терминальных устройств. Система отличается сравнительно невысокими ценами на оборудование и тарифами на услуги связи, что позволяет применять ее для массового использования.

    К 2005 г. доля России на мировом рынке услуг спутниковой связи может увеличиться до 4%, тогда как сегодня этот показатель составляет менее 2%. До 2005 г. в России предполагается сооружение 9 станций сопряжения, обслуживающих 260 тыс. пользователей. В течение ближайших 4-5 лет планируется запустить новые космические аппараты. Это позволит России подтвердить свои позиции как спутниковой державы, способной предоставить высококачественные услуги связи и вещания. Общая стоимость программы, разработанной в ГПКС и одобренной в Минсвязи РФ, составит 760 млн долл. Сюда войдут расходы как на производство самих спутников, так и на ракетоносители, услуги по запуску и страхование аппаратов.

    Интернет

    В последние годы рынок интернет-услуг был одним из самых быстрорастущих, а в конце 1999 г. в России начался настоящий интернет-бум, несмотря на то, что объективные факторы, такие как лишь 20-процентная цифровизация сетей связи и полное отсутствие систем электронных расчетов, явно не способствовали развитию этого рынка. Между тем, в 2000 г. рост количества пользователей продолжился. Популярность Интернета повышается благодаря активности контент-провайдеров, появлению новых возможностей и расширению информационных ресурсов.

    В 2000 г. Всемирная сеть впервые стала доступна клиентам сотовых компаний. Потребители во всем мире, в том числе и в России, смещают акцент потребления телефонных услуг в сторону большего потребления услуг IP и мультимедиа. ОАО “Связьинвест” проводит политику, направленную на развитие мультисервисных сетей на тех технологиях, которые позволят построить сетевую инфраструктуру, отвечающую всем требованиям для предоставления услуг, пользующихся платежеспособным спросом и открытую для развития новых услуг в будущем с сохранением сделанных инвестиций.

    В 2001 г. должны быть приняты несколько международных соглашений для привнесения в сеть большего порядка в деле регистрации имен, структурировании информации и унификации интернет-торговли. В России структурные изменения будут, естественно, связаны с государством, специалисты ожидают появления национального интернет-провайдера с большой долей госучастия. ОАО “Связьинвест” планирует сохранить позиции на рынке услуг Интернет на уровне 20% от потребительского рынка данных услуг.

    Количество пользователей Интернета в России (тыс. чел.)
    ПериодКоличество, тыс. чел
    1996818
    19971061
    19981119
    19992023
    6 мес. 2000 г.2770

    Источник: КОМКОН

    Пока география интернет-услуг в России неширока. Основная масса пользователей сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге.

    Реструктуризация отрасли

    В сентябре 1995 г. было создано ОАО “Связьинвест”, основной задачей которого стало привлечение инвестиций для развития региональных сетей электросвязи общего пользования. В УК “Связьинвеста” были переданы контрольные пакеты акций 74 региональных предприятий электросвязи (АО “Электросвязь” или “Связьинформ”), 3 муниципальных сетей (ГТС), 3 операторов междугородной и международной связи (ММТ), 4 телеграфных компаний, НИИ “Гипросвязь” и АО “Ростелеком”. ОАО “Связьинвест” располагает одной из крупнейших сетей связи в мире с общей номерной емкостью более 28 млн линий. Уровень цифровизации местных телефонных сетей достигает на сегодняшний день почти 30%. Общая протяженность междугородних телефонных каналов составляет почти 800 млн канало-километров, из них более 70% образованы цифровыми системами.

    В настоящее время проводится реструктуризация холдинга, которая идет по двум направлениям:
    - объединение отдельных компаний связи в пределах регионов;
    - создание межрегиональных объединений компаний связи в рамках 7 федеральных округов.

    Ориентировочный срок завершения проектов по межрегиональным объединениям компаний "Связьинвеста" - первая половина 2002 г.

    На первом этапе практически завершилось объединение компаний связи в рамках отдельных регионов, а затем произойдет межрегиональное укрупнение. В 2001-2003 гг. появятся межрегиональные компании на северо-западе страны (с центром в Санкт-Петербурге, насчитывает 3,3 млн линий связи), на Урале (2,5 млн линий), в Сибири (3 млн линий), на юге России (Краснодар, 3 млн линий). К середине 2002 г. объединятся компании связи в Поволжье и на Дальнем Востоке.

    Все внутрирегиональные объединения были одобрены на общих собраниях акционеров. Решения о межрегиональном укреплении будут приниматься на собраниях акционеров весной 2001 г. По расчетам специалистов, в результате прибыль холдинга возрастет почти на 100 млн долларов в год, а объем инвестиций - на 200 млн. "Связьинвест" в результате проведенных преобразований планирует увеличить свою расчетную стоимость до 2,9 млрд долл. (пессимистический прогноз) или до 3,9 млрд долл. (оптимистический). На 30 августа 2000 г. эта цифра составляла 2,2 млрд долл.

    "Ростелеком" согласно плану реорганизации сохранит статус самостоятельной компании.

    План реструктуризации ОАО “Связьинвест”
    РегионБазовая компанияКонсультантПредприятия электросвязи, подлежащие объединениюУже присоединеныКол-во линий, млн шт.
    ЦентрЭлектросвязь" Московской обл.ИК “ЛВ Финанс”Белсвязь, Брянсксвязьинформ, Воронежсвязьинформ, Ивтелеком, Костромская ГТС, Липецкэлектросвязь, Смоленсксвязьинформ, Тамбовская электросвязь, Тулателеком, Центральный телеграф, Яртелеком, Электросвязи Владимирской, Калужской, Костромской, Курской, Орловской, Рязанской, Тверской обл., под вопросом МГТС 4,9
    Северо-ЗападПТСИБ “Ренес-санс-Капитал”Артелеком, Ленсвязь, Мурманскэлектросвязь, Новгородтелеком, Псковэлектросвязь, Череповецэлектросвязь, Электросвязь Вологодвской, Калининградской обл., Республики Карелия. Под вопросом Электросвязь Республики КомиСПб ММТ и СПб телеграф3,3
    Урал"Уралсвязьинформ" Пермской обл.ИК “ЛВ Финанс”Связьинформ Челябинской обл., Тюменьтелеком, Уралтелеком, Хантымансийскокртелеком,Электросвязь Курганской обл., ЯмалэлектросвязьЕкатеринбургские ГТС, ММТ, телеграф2,5
    Север-ный Кавказ"Кубаньэлектросвязь"ИБ “Ренессанс-Капитал”Волгоградэлектросвязь, Дагсвязьинформ, Каббалктелеком, Карачаево-Черкесскэлектросвязь, Связьинформа Астраханской обл., Североосетинэлектросвязь, Электросвязь Республик Адыгея, Калмыкия, Ростовской обл., Ставропольского краяРостовский-на-Дону телеграф3
    Волга"Нижегородсвязьинформ"ИБГ “Гамма”Кировэлектросвязь, Мартелеком, Саратовэлектросвязь, Связьинформ Республик Мордовия, Чувашия, Удмутртелеком, Пензенской, Самарской обл., Электросвязь Оренбургской, Ульяновской обл. 3,3
    Сибирь"Электросвязь" Новосибирской областиАльфа-банкАлтайтелеком, Томсктелеком, Электросвязь Республик Алтай, Бурятия, Хакасия, Кемеровской, Иркутской, Омской, Читинской обл., Красноярского краяНовосибирская ГТС3
    Дальний Восток"Электросвязь" Хабаровского краяАльфа-банкАмурсвязь, Магадансвязьинформ, Камчатсвязьинформ, Сахалинсвязь, ТТК Еврейской АО, Электросвязь Хабаровского края 0,9

    Следующими направлениями реформирования холдинга является совершенствование тарифной инвестиционной политики. Высокая кредиторская задолженность перед иностранными поставщиками оборудования связи (около 1,2 млрд долл. США), образовавшаяся после финансового кризиса 1998 г., оказывает значительное влияние на формирование инвестиционных средств компаний.

    Финансовое состояние отрасли

    Объем услуг, предоставленных отраслью населению, бюджетным и хозрасчетным организациям за 9 месяцев 2000 г., составил 99,4 млрд руб. (за весь 1999 г.– 101,2 млрд руб.).

    Номинальный валовой доход отрасли за 1995—1999 гг., по официальной статистике, возрос в 5,3 раза, по экспертным оценкам — от 6,2 до 6,8 раза.

    Вклад в совокупный продукт компаний в рамках новых федеральных округов по данным Министерства связи за 9 месяцев 2000 г.
    РегионДоля, %
    Центральный23,9
    Северо-западный12,7
    Приволжский12,3
    Сибирский11,9
    Южный10,0
    Уральский9,5
    Дальневосточный5,3
    ОАО "Ростелеком"14,4

    В последние годы отмечено значительное снижение объема иностранных инвестиций в отрасль. В основном снижение объема инвестиций произошло после августовского кризиса 1998 г., когда кредиторская задолженность предприятий связи значительно выросла. Отсутствие такого важного источника финансирования отрицательно сказалось на развитии основных фондов связи, замедлились темпы ввода новых мощностей, как и прежде, телефонная связь и радиофикация в сельской местности остаются убыточными. В таких условиях основным источником инвестирования становятся собственные средства предприятий, объем которых зависит от тарифов на связь.

    Тарифная политика

    В числе основных направлений совершенствования тарифной политики следует назвать:

  • упорядочение системы предоставления льгот на оплату услуг связи и определение реальных источников компенсации. На сегодняшний день количество льготников составляет более 50% от общего числа абонентов, льготы предоставляются 42 категориям населения, и лишь 19% потерь доходов компаний связи компенсируется государством;
  • выравнивание тарифов на одноименные услуги. Сегодня существуют различия в уровнях тарифов в регионах, расположенных в пределах одного экономического района;
  • приведение тарифов на услуги связи в соответствие с реальной себестоимостью предоставляемых услуг и включение в них инвестиционной составляющей, что позволит направлять больше средств на модернизацию и развитие сетей связи. Сейчас тарифы покрывают 70-75% себестоимости услуг местной связи;
  • повышение тарифов на услуги связи для бюджетных организаций. С 1991 г. существует практика тарификации услуг по трем категориям потребителей: частные пользователи, организации, финансируемые и не финансируемые из федерального бюджета. В некоторых компаниях холдинга тарифы для государственных и коммерческих организаций дифференцируются, причем в некоторых регионах они отличаются как минимум в два раза, что приводит к значительным потерям доходов от предоставления услуг.

    Наиболее справедливой формой оплаты и для связистов, и для абонентов представляется повременная система оплаты. Однако введение “повременки” идет довольно медленно, к настоящему моменту из 15 млн номеров, оборудованных аппаратурой повременного учета, в промышленной эксплуатации находится лишь 5,2 млн. Одна из основных причин этого, по мнению экспертов, - противодействие региональных органов власти.

    Перспективы развития отрасли

    21 декабря, правительство РФ провело заседание, на котором рассмотрело и в основном одобрило проект концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации на период до 2010 г.

    Реализация Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг потребует $33 млрд негосударственных инвестиций.

    Прогноз развития рынка телекоммуникационных услуг
    Показатель200020052010
    количество телефонов, млн31,236,947,7
    количество мобильных телефонов2,99,2422,2
    количество пользователей Интернет2,56,026,1

    Источник: проект Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ на период до 2010 г.

    В соответствии с одобренным проектом дальнейшие усилия по развитию российского телекоммуникационного рынка должны быть направлены, в числе прочего, на:

  • удовлетворение растущих потребностей в услугах связи (по данным Минсвязи РФ, сегодня в России не телефонизировано около 54 тыс. населенных пунктов, при этом в развитии связи на всей территории страны участвуют только традиционные операторы, а тарифы на услуги местной телефонной связи для населения покрывают только 77% их затрат);
  • развитие национальной телекоммуникационной инфраструктуры;
  • создание условий для эффективной работы операторов связи (планируется, в числе прочего, организовать контроль за возможностью “справедливого” присоединения сетей одних операторов к сетям других — один оператор не сможет отказать другому в подключении к своей инфраструктуре его сети; при этом должны применяться одинаковые тарифы для всех участников рынка — как для присоединяемых операторов, так и для внутренних подразделений или дочерних организаций и партнеров);
  • развитие конкуренции (концепцией предусматривается разработка новых правил государственного регулирования, которые предполагают переход от регулирования хозяйственной деятельности операторов связи в целом к регулированию их деятельности на тех рынках, где они занимают монопольное положение);
  • развитие новых технологий и отечественной радиоэлектронной промышленности (для производителей телекоммуникационного оборудования предлагается ввести требование обязательного наличия инфраструктуры для сервисной и эксплуатационной поддержки, осуществляемой силами и средствами российских компаний; концепция предусматривает введение “защитных” таможенных пошлин для ввозимого в Россию оборудования, имеющего отечественные аналоги и т. д.);
  • совершенствование нормативно-правового регулирования в области связи (предполагается создать эффективные нормативные механизмы регулирования установленных государством тарифов, обеспечить защиту интересов национальной безопасности страны при решении вопросов участия иностранных инвесторов в развитии национальной телекоммуникационной инфраструктуры и пр.);
  • повышение инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли.

    © 1995 - 2001 РосБизнесКонсалтинг


  • Начало страницыНазадВ начало сайта
    TopList
    © JK, 1998-2004 
    Хостинг от uCoz