Повремёнка - быть или не быть?

Все средства массовой информации любят защищать “права человека”, и из них очень многие считают своим долгом защитить такое право людей как пользование телефоном без экономических ограничений. Официальные органы операторов связи им, естественно, оппонируют, доказывая невозможность дальнейшего “безвременья”.
Так что же такое “повремённая оплата телефонных разговоров”? Добро или зло?
Попытаюсь определить это, тем более что я являюсь не только специалистом телефонной связи, но и обычным абонентом городской телефонной сети. Для начала предоставим слово “обвинителям”…

Наговорились…

Согласитесь, мы уже привыкли экономить. Жизнь приучила. Так что многие радости теперь приходится иметь в строго дозированном порядке. Каждый день гостей звать не будешь – накладно. На такси кататься практически не приходится. В кино, считай, перестали ходить. А теперь и радость общения по телефону станет весьма и весьма дорогой. Во всяком случае, к этому мы приготовились после внимательного изучения пробных квитанций, которые нам рассылали связисты.

Нам предложили так называемый “лимит”, в течении которого можно говорить в счёт абонентской платы. Первоначально в квитанциях указывался “лимит” в 370 минут. Как пояснили в расчётно-информационном центре Министерства связи, это время предоставляется за 80% существующей абонплаты. За всю сумму, которую мы платим сейчас, можно “наговорить” 470 минут – примерно по 15 минут в день. Для работающего человека может и достаточно – он дома мало бывает. А, скажем, для одинокого пенсионера, да ещё в зимнюю гололедицу, когда по гостям ходить – значит, жизнью рисковать? Да и странный какой-то лимит: если посчитать, цена минуты разговора что в пределах лимита, что свыше него остаётся одинаковой!

Прежде чем ввести “повремёнку”, в ГТС тщательно всё просчитали. Они утверждают, что, во-первых, это новшество не ударит по нашему карману, и во-вторых, большинство из нас не исчерпывают даже пресловутый лимит. Но позвольте, если я говорю меньше, почему плачу за большее количество минут?

Всё просто. Как признаются сами связисты, цель “повремёнки” – не заработать деньги, а заставить нас поменьше занимать линию. В то же время позволить “молчаливым” абонентам платить за телефон меньше существующей абонплаты нельзя: появятся убытки. Вот и нашлось соломоново решение!

Против такой методики расчётов с абонентами выступил Комитет по защите прав потребителей. И, кажется, добился своего: сейчас ГТС отрабатывает новую методику. В расчётах останется небольшая постоянная доля платы за содержание телефонных линий в рабочем состоянии и переменная составляющая -–строго повремённая оплата разговоров.

Пока ГТС не расшифровала, сколько нам придётся платить. Неизвестна и цена минуты разговора. В РИЦ Минсвязи твёрдо стоят на том, что она будет меньше, чем предлагавшаяся в прежнем варианте расчётов. Поживём – увидим. Неясен пока и новый порядок предоставления льгот. Но тут связисты винят Министерство социального обеспечения – мол, тянут, не дают списки льготников.

Зато точно известно, с кем мы будем говорить бесплатно. Это бюро ремонта ГТС, справочная служба РИЦ, а также “01”, “02”, “03”, “04”, “09” и “080”. Отдельная плата будет взиматься и за междугородные переговоры.

Все остальные разговоры, вполне возможно, станут дорогим удовольствием. Откуда такое подозрение? Известно, что специалисты Минсвязи изучали опыт других городов, в частности Ярославля, где оплата дифференцированна: дороги только разговоры в рабочее время и очень дёшевы телефонные беседы по ночам. Только почему-то не привлёк их выгодный для абонента вариант оплаты. Вот и сейчас, прикидывая размер постоянной составляющей и стоимости минуты разговора, главную задачу Министерство связи видит в том, чтобы мы ни в коем случае не платили меньше нынешней абонентской платы.

Впрочем, ждать новостей недолго. Наверное, уже скоро придут новые подробные счета. Тогда и поговорим.

Алиса АЛТЫНОВА 13.07.2000г. © “Казанская неделя”

Одним из часто звучащих обвинений в адрес операторов связи является обвинение, что они после приватизации решили “ободрать абонентов как липку”. Однако вопрос о введении “повремёнки” был решён не вчера. О внедрении техники повремённого учёта я впервые узнал году так в 88-м. В это время в Шауляе проходила опытную эксплуатацию оборудование АПУС – “Аппаратура Повремённого Учёта Соединений”. Можно с 100% уверенностью сказать, что внедрению “повремёнки” в СССР мешало только одно – отсталость материально-технической базы. Ведь даже аппаратуру определения номера абонента (АОН) и то не могли внедрить повсеместно – в Казани, столице республики, до сих пор АТС-37 и АТС-559 обходятся без неё…

И вот прошло время… Научный прогресс шёл Intel-овскими шагами, и аппаратура учёта для наших АТС была разработана. И тут “общественность” проснулась и “забила в колокола”… Тем не менее 20 июня 2000 года, гендиректор «Связьинвеста» Валерий Яшин заявил на проходящей в Москве конференции «Политика. Экономика. Капитал», что повремённая оплата телефонных разговоров будет вводиться на всей территории России и для всех категорий пользователей. И хотя Татарстан сам по себе (т.е. его операторы связи не входят в «Связьинвест»), но перевод на “повремёнку” собирается производить вместе со всеми “по мере готовности к этому операторов сетей общего пользования”, а точнее утверждения соответствующих тарифов в МАП, т.к. все электронные станции готовы к переходу “по определению”, а все механические уже модернизированы (кроме тех, естественно, которые приготовлены “на слом”). Главной причиной внедрения “повремёнки” Министерство связи РТ указывает необходимость:

  1. Снизить нагрузку на существующие сооружения межстанционной сети связи (МСС);
  2. Получить долю доходов от интернет-провайдеров.
Расмотрим причину №1. До сих пор МСС проектировалась исходя из нагрузки на одну линию 0,1 Эрланг для квартирного телефона и 0,2 Эрланга для “народно-хозяйственного”. В переводе на русский язык это значило, что средний абонент разговаривает по домашнему телефону 6 минут в час, а на работе – 12 минут. Естественно, ни один абонент эти временные рамки не выдерживает, и поэтому при строительстве проектировщиками и эксплуатационниками “исходя из местных условий” всегда закладывалось число линий больше расчётного. Это было тяжело, когда был всего один оператор связи – СССР, и стало совсем невмоготу, когда их стало много. Согласно руководящих документов Минсвязи России при присоединении нового оператора к сети связи общего пользования он обязан участвовать в пропорциональном развитии всей сети “от Белого до Чёрного моря, и от Балтики до Тихого океана”. На практике это выражается в том, что “присоединяющий” оператор выдаёт технические условия, в которых описано, что “присоединяемому” надо построить. И тут в Казани проявился один интересный феномен. Если присоединяемый оператор “свой”, то Минсвязи республики согласовывает техусловия “с использованием существующих ресурсов сети”, а если, скажем так, “не совсем свой”, то “с дооборудованием всех существующих АТС и расширением МСС”. К чему это я всё говорю? А просто констатирую факт, что при пуске объектов таких операторов как “ТАИФ-Телком” (сеть GSM-900), “СТелС” (NMT-450i), “МетроТелКазань” (CDMA), “Казанская ГТС” (АТС-95, УВТС-67, УВТС-91), “Таксофон” (Call Centre) на сети ОАО “Казанская ГТС” не было произведено увеличение количества линий межстанционной связи для пропуска трафика новых абонентов. И как следствие, на телефонной сети Казани в часы наибольшей нагрузки наблюдаются отсутствие свободных линий, и абонент получает отказ в соединении. Данную проблему Министерство связи РТ и собирается решить путём введения повремённого учёта соединений, и тем самым снизить объём трафика на телефонной сети. Что же касается сети “Телесет”, то нами было произведено дооборудование сети “Казанская ГТС” из расчёта 100 тысяч номеров, и нам перегрузка линий не грозит (За исключением связи с АТС-42/49, -43/41 и –44/45. К сожалению, условия дооборудования, выставленные нам были таковы, что стоимость “дооборудования” превышала стоимость уже установленных АТС. При этом реальной технической необходимости дооборудования нет).
Расмотрим причину №2. Действительно, интернет-провайдеры, включая модемные пулы в абонентские линии, платят за них, как обычный “производственный” абонент, а нагружают сеть “на все 100”. Получается вроде бы дисбаланс “использование – оплата”. А кто мешает Минсвязи ввести соответствующие тарифы именно на присоединение модемных пулов? Тем более, что в последнее время узлы доступа в интернет включаются не по абонентским линиям, а по цифровым потокам Е1 (2 Мбит/с) с использованием сигнализаций MFC и PRI. И за соединительную линию интернет-провайдер платит уже поболее. Как видим и эта проблема решаема без введения “повремёнки”. Ожидается, что “повремёнка” ограничит пользование услугами интернета домашними пользователями. Что же делать теперь провайдерам? Внедрять новые услуги и договариваться с операторами телефонной сети, обеспечивающим включение их узлов доступа. Так, например, в марте 2000 года московский интернет-провайдер “МТУ-Интел” начал предоставлять услугу доступа в свою сеть под названием “Обратный вызов”. Кроме обеспечения экономии на стоимости исходящего звонка, абонентам, проживающим в тех районах Москвы, которые обслуживаются устаревшими аналоговыми АТС, обеспечивается более качественная связь с узлом доступа компании. Альтернативным способом “снижения расходов” пользователей интернет может быть и договорённость о межсетевом взаимодействии между оператором телефонной связи и интернет-провайдером с решением вопроса о “бесплатности вызовов” абонентов этой телефонной сети на модемный пул узла доступа интернет-провайдера.

Надо сказать, что политики Татарстана с пониманием и довольно взвешенно подошли к таком вопросу, как внедрение повремённой оплаты телефонных соединений. В некоторых регионах принимаются удивительные решения. Так 28 июня 2000 года депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли обращение к Михаилу Касьянову с предложением вводить повремённую оплату телефонных переговоров только при наличии для пользователя альтернативы – абонентской платы. Они также предложили передать тарифное регулирование деятельности основных операторов местной телефонной связи органам власти субъектов РФ (сейчас этим занимается Управление по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в области связи МАП). По мнению законодателей Петербурга, обязательными условиями введения “повремёнки” должны стать оборудование телефонных аппаратов приборами учёта времени, а также защита от несанкционированного подключения. Интересно, а как они представляют себе реализацию этого требования… Как с кассовыми аппаратами на рынках города? Или как то иначе? Что самое интересное, все расходы опять лягут на плечи “защищаемого” абонента. Ведь это ему надо будет приобрести “домашний счётчик” (и если он хочет с его помощью доказывать, что “он не звонил”, то и поверить его в метрологической лаборатории, произвести испытания на месте установки, обеспечить сохранность бломб и т.д.) и оплатить оператору проведение мероприятий по “защите от несанкционированного подключения” (ну, наверное, заказать на заводе “лапшу в броне” и навесить на дверцу, закрывающую распредкоробку, замок “а-ля Швейцарский Банк”).

Посмотрим, а как реально “повремёнка” экономически ущемляет право абонента на разговор. Проводным абонентам Казани в начале года рассылали “пробные” счета.
Возьмём для расчёта тарифы того периода и рассмотрим 3 варианта:

  1. Традиционная абонентская плата – 46,35 рубля в месяц (линия №1 графика);
  2. Повремённая система с лимитом в 370 минут – 37,08 руб. + 9 коп./мин. сверх лимита (линия №2 графика);
  3. Повремённая система без лимита – 15,76 руб./мес. + 5 коп./мин. (линия №3 графика).

график время-деньги, 4 кБайт


Из графика видно, что при “болтливости” в 473 минуты в месяц абоненту “всё едино” как платить, а далее оплата по системе “с лимитом” начинает превышать существующие расходы. При месячном объёме трафика до 612 минут абоненту выгодна “безлимитная” система. Я думаю, что большинство абонентов всё-таки уложатся во “временные рамки”. По крайней мере, для моего домашнего телефона, при наличии четырёх пользователей, “расчётные расходы” в среднем оказались ниже традиционной оплаты. Так что можно сказать, что абонент, использующий телефон для переговоров “по домашним делам” ничего не теряет, а даже выигрывает. Тем же, кто “нагружает” телефон звонками по решению “деловых” проблем, придётся раскошелиться.
По имеющейся информации, сейчас планируется введение “повремёнки” со следующими тарифами:
  • Для квартирных телефонов – ежемесячная абонплата 30 рублей и 6 копеек в минуту “с первой секунды”.
  • Для учрежденческих телефонов – абонплата 72 руб. + 8 коп./мин.
То есть “квартирники” получат выигрыш при месячном объёме трафика до 333 минут.
В заключении хочу сказать, что при введение “повремённого учёта соединений” даст операторам связи:
  1. Дополнительные ресурсы для развития телефонных сетей за счёт экономии на строительство и модернизацию межстанционных сетей связи;
  2. Упростит расчёты за межсетевой трафик между различными операторами связи.

P.S. 27 октября была утверждена «Методика установления тарифов при повремённой системе оплаты за телефон». Следующим шагом будет приказ МАП о введении в эксплуатацию “повремёнки”. Ждём-с…


Начало страницыНазадНа главную страницуВ начало сайтаОбсудить
TopList
© JK, 1998-2002 
Хостинг от uCoz